Закон № 224-ФЗ: государственно-частному партнерству быть!

В июле 2015 года был принят новый федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

За прошедшее со дня его принятия время регионы, как то было предписано, привели законодательство о ГЧП в соответствие с федеральным законом. Сегодня порядок работы с проектами ГЧП стал более понятным и подробно урегулированным, хотя и еще не отработан на практике. В настоящий момент на сайте https://torgi.gov.ru/ преобладают предложения инвесторов и конкурсы на право заключения концессионных соглашений в области ЖКХ.

 

Действительно до принятия этого закона партнерство между государством и частным бизнесом реализовалось в форме концессионных соглашений. Однако соглашения о ГЧП хотя и имеют похожую природу характеризуются рядом особенностей. Так что же дает частному инвестору новый закон?

В результате реализации соглашения о ГЧП у частного партнера возникает право собственности на объект соглашения. Пожалуй, это главное преимущество сделки в форме ГЧП. Однако такой объект частный партнер не сможет продать до окончания срока соглашения и он должен использоваться по своему функциональному назначению.

В качестве частного партнера выступает любая коммерческая организация. Не смогут быть в роли частного партнера МУПы, ГУПы, некоммерческие организации и общества, контролируемые государством. В противном случае теряется смысл ГЧП – привлечение средств частного бизнеса.

В роли публичного партнера выступает орган исполнительной власти соответствующего уровня – Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, правительство субъекта и глава местной администрации.

В рамках ГЧП может быть создан или реконструирован исчерпывающий перечень объектов. Например, частные дороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метро), морские и речные порты, суда, объекты электроэнергетики, гидротехнические сооружения, линейные объекты связи, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, объекты для обработки, утилизации ТКО, объекты благоустройства территорий.

Из них особый интерес для сферы АПК имеет мелиоративные системы и объекты их инфраструктуры, а также объекты производства, переработки, хранения сельхозпродукции.

В Воронежской области принят ряд документов, предусматривающий общие принципы и стратегии развития агропромышленного комплекса. Так, например, государственная программа Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» (утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 13.12.2013 № 1088 (ред. от 15.02.2016.) предусматривает отбор в рамках программы, рассчитанной на 2014-2020 годы, наиболее перспективных проектов и их реализацию с использованием механизма государственно-частного партнерства и финансированием из средств федерального и областного бюджета.

 Каков порядок заключения соглашений?

Впервые законодательно предусмотрены предварительные переговоры публичного и частного партнеров, связанные с разработкой предложения о реализации того или иного проекта. Однако такие переговоры носят факультативный характер и отсутствуют вовсе в случае, если инициатором проекта выступает публичный партнер.

Первый шаг. Направление предложения о реализации проекта. В случае если инициатором выступает публичный партнер, предложение о реализации проекта разрабатывается и направляется им в уполномоченный орган на рассмотрение.

Второй шаг. Рассмотрение предложения уполномоченным органом. Уполномоченный орган проводит оценку эффективности проекта в срок, не превышающий 90 дней, в результате которой уполномоченный орган дает свое положительное или отрицательное заключение по предложению.

Третий шаг. При положительном заключении уполномоченного органа публичный партнер направляет заключение уполномоченного органа для принятия решения о реализации проекта в Правительство РФ, правительство субъекта РФ или главе муниципального образования. Такое решение должно быть принято в срок, не превышающий 60 дней. На этом

этапе утверждаются цели и задачи проекта, существенные условия соглашения о ГЧП, конкурсная документация.

Четвертый шаг. После принятия решения о реализации проекта, согласования конкурсной документации публичный партнер в срок, не превышающий 180 дней обеспечивает проведение конкурса на право заключения соглашения о ГЧП. Сведения о конкурсе публикуются на сайте https://torgi.gov.ru/, что дает возможность участвовать в конкурсе и другим инвесторам.

Конечно же, существуют риски для частного инвестора. Так, на этапе проведение конкурса возможно, что победителем станет другой инвестор и в таком случае затраты инициатора проекта ему не компенсируются. Однако законодатель предусмотрел вероятность недобросовестной конкуренции на данном этапе и ввел обязательную банковскую гарантию в размере 5 % от прогнозируемого финансирования проекта.

Схематично процедуру можно изобразить следующим образом.

  

В настоящий момент законодательство Воронежской области не в полном объеме готово к реализации проектов ГЧП по правилам нового закона. До настоящего времени Правительством Воронежской области не утвержден орган исполнительной власти уполномоченный на оценку эффективности проекта. Уже с момента принятия закона № 224-ФЗ подготовлено четыре редакции этого документа, последний из которых вступит в силу с 1 января будущего года. Не смотря на это, работа над правовой базой региона идет полным ходом, и планируется, что новый закон о ГЧП в полной мере начнет свою работу уже с начала 2017 года.

Статья опубликована в журнале "Инновации и бизнес в АПК" (№2-2016)

← назад